Сначала я не считала это бизнесом, потому что продавать 20 чаш в месяц, как у меня было первые пять лет существования магазина, не очень-то бизнес. Мне просто нравилась миссия по популяризации чаш, рассказывать девушкам, что есть вот такая альтернатива, и это была просто какая-то небольшая добавка к зарплате: я тогда работала экономистом по найму, но до появления инстаграма это всё было очень сложно, потому что единственное место, где я могла что-то рассказывать про чаши, это – интернет-форумы. Но на этих форумах очень часто, когда пользователи впервые читали про менструальные чаши, было много негатива: «фу, что это такое», «как в себе это ведро таскать» и так далее. Очень редко в этих же форумах появлялась девушка, которая писала бы, «да я пользуюсь чашей, и мне это нравится».
Когда появился инстаграм, то я долго думала, стоит ли вообще заводить страницу про это средство гигиены: ну кто будет про чаши, про месячные вообще в Инстаграме читать? Но я следила за западными брендами, которые завели инстаграм и начали там выкладывать фотографии. Я увидела, что там есть аудитория, и подумала, что у нас тоже появится. Тем более, что можно было моих покупательниц туда приглашать, и собрать такое сообщество. В общем-то это у меня и получилось. Сообщество я собрала, и у нас сейчас в Cup For You более 20 000 подписчиков, они очень активные, они всегда помогают друг другу. У нас ещё есть
Кап Чат в телеграме: где-то года два назад я решила, что в инстаграме довольно сложно что-то обсуждать, и сделала чат, где девушки всегда могут спросить совета друг у друга, отзывы какие-то поспрашивать, я там смогу ответить или мои помощницы. Первое время я туда активно приглашала людей – сейчас там более 500 девушек. Есть очень активные девочки, которые отвечают на все вопросы новичков. В общем, чат уже живёт своей жизнью: там всегда можно спросить про чаши, про гинекологию, про оральные контрацептивы – там очень оживлённые обсуждения.
Сейчас для меня это, несомненно, бизнес: когда у тебя есть сотрудницы, и ты должен им обеспечивать зарплату, поневоле думаешь, как повысить эффективность. Но бизнес с миссией: сделать диалог про месячные более открытым, чтобы девушки узнавали про свою физиологию, не боялись разговаривать про это. Это я транслирую и в инстаграм, и в различных проектах, которые поддерживаю.
Мы недавно запустили
образовательный курс про женское здоровье, где есть лекции от гинеколога, от секс-просветительницы и небольшой блок от меня про чаши. Курсов, где можно узнать достоверную информацию от специалистов о физиологии организма, менструации, психологии, сексуальности, принятии своего тела до этого не было.
(В России существуют различные курсы по женскому здоровью от экспертов, однако достоверность информации, подаваемой на подобных курсах не подтверждена документально – прим.ред.) Через BerryCup я хочу не просто продавать чаши, а ещё и работать над просвещением в этой теме, над тем, чтобы тема менструации не была табуированной, чтобы девушка могла поговорить на эту тему с мамой, с подругами, узнать, что норма, что не норма. Потому что очень часто девушки вообще не понимают, нормальные ли у них выделения или обильные, нужно ли к врачу обращаться с такой проблемой или нет. Так что просвещение и открытый разговор о менструации важен и для физического здоровья, и для психологического комфорта девушек.
Уже второй год ко Дню менструальной гигиены, 28 мая, мы в
Инстаграм проводим онлайн-спецпроекты. В прошлом году девушки рассказывали свои истории про месячные. Кто-то писал про свой первый опыт менструации – очень многие не знали, что это, и, увидев кровь, думали, что умирают. Кто-то рассказывал про протечки, например, в школе девочка протекла на стул, и учительница её стыдила за это. И эти истории показывают, что у всех девушек есть что-то общее – разные истории о менструации случаются со всеми, и поэтому не нужно стыдиться и думать, что такое случается только с тобой; ты не одинока, и очень многие девушки понимают и разделяют твой опыт – от страха перед менструацией до неприятностей с протечками.
В 2020 году мы хотели снять видео в студии с рассказами о менструации, но пандемия изменила наши планы – мы сделали онлайн-проект. Девушки записали свои рассказы о том, как они ощущали себя во время менструации с прокладками и тампонами, и что изменилось с переходом на чашу. Все единодушны – чаша меняет твоё отношение к месячным, это больше не мучение и дискомфорт, а просто обычный день месяца.
Многие считают, что говорить о менструации нет смысла, что это интимная тема, и не нужно её поднимать. И даже не понимают, что именно это и есть проявление табу – мы с детства живём с тем, что менструацию нужно скрывать, прятать, придумывать эвфемизмы типа «красный день календаря». Именно поэтому мы и не можем говорить о ней открыто и в результате очень мало знаем о своём же организме. Почему про геморрой пишут на огромных рекламных плакатах, а менструация – это стыдно? Я надеюсь, что у меня получится внести свой вклад в то, чтобы каждая девушка чувствовала гордость за то, что у неё есть менструация, а не стыдилась её. Ведь это то, благодаря чему мы способны размножаться, и ни один человек на свете не появился бы, если бы не наша репродуктивная система. Я рада, что сейчас во многих странах развивается эта тенденция: поменять отношение к менструации, разрушить табу, сделать отношение к ней нормальным. Я думаю, что мы лет на 10 отстаём в этом плане от Европы и США. Я недавно читала интервью с основательницей
Mooncup, и она рассказывала, как в 2005 году их бренд начал участвовать в фестивалях и выставках, связанных с женским здоровьем, с экологией, и все просто шарахались от их стенда, обходили стороной, потому что «что-то менструальное там было». И мы сейчас, когда участвуем в разных фестивалях, тоже это замечаем.